- 1. Трубка отвода жидкости от радиатора отопителя в насос
охлаждающей жидкости;
- 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной
трубы.
- 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора
отопителя;
- 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя;
- 5. Перепускной шланг термостата;
- 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения;
- 7. Подводящий шланг радиатора;
- 8. Расширительный бачок:
- 9. Пробка бачка;
- 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку;
- 11. Пробка радиатора:
- 12. Выпускной клапан пробки;
- 13. Впускной клапан;
- 14. Верхний бачок радиатора;
- 15. Заливная горловина радиатора;
- 16. Трубка радиатора;
- 17. Охлаждающие пластины радиатора;
- 18. Кожух вентилятора;
- 19. Электровентилятор;
- 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости;
- 21. Резиновая опора;
- 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи
охлаждающей жидкости;
- 23. Обойма сальника;
- 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости;
- 25. Крышка насоса;
- 26. Ступица шкива привода насоса;
- 27. Валик насоса;
- 28. Стопорный винт;
- 29. Манжета сальника;
- 30. Корпус насоса;
- 31. Крыльчатка насоса;
- 32. Приемный патрубок насоса;
- 33. Нижний бачок радиатора;
- 34. Отводящий шланг радиатора;
- 35. Ремень привода насоса охлаждающей жидкости;
- 36. Насос охлаждающей жидкости;
- 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос:
- 38. Термостат;
- 39. Резиновая вставка;
- 40. Входной патрубок (от радиатора);
- 41. Основной клапан;
- 42. Перепускной клапан;
- 43. Корпус термостата;
- 44. Патрубок перепускного шланга;
- 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в
насос:
- 46. Крышка термостата;
- 47. Поршень рабочего элемента;
- 48. I. Схема работы термостата;
- 49. II.Температура жидкости менее 80 С:
- 50. III. Температура жидкости 80. 94 С;
- 51. IV. Температура жидкости более 94 С.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9, 85 л, включая систему отопления
салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36
охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и
шлангов, электровентилятора 19. рубашек охлаждения блока и головки блока
цилиндров. При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения,
поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в
зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость
всасывается насосом 36 и подается вновь в рубашки охлаждения. Система охлаждения
двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Вместимость системы 9, 85 л, включая систему отопления салона кузова. Система
охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости,
радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов, вентилятора 19,
рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров. При работе двигателя
жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6
по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов
термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и подается вновь в
рубашки охлаждения. Проверка уровня охлаждающей жидкости осуществляется на
холодном двигателе (при температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в
расширительном бачке 8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN". Для
контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в
головке цилиндров, и указатель на щитке приборов. При нормальном температурном
режиме работы двигателя стрелка указателя стоит у начала красного поля шкалы в
пределах 80- 100 С. Переход стрелки в красную зону указывает на повышенный
тепловой режим двигателя, который может быть вызван неполадками в системе
охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное количество
охлаждающей жидкости, неисправности термостата или электровентилятора), а также
тяжелыми дорожными условиями. Слив жидкости из системы осуществляется через
сливные отверстия, закрываемые пробками: одна - в левом углу нижнего бачка 33
радиатора, другая - в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля. К
системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из
головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по
шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости -
центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым
ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны
через уплотнительную прокладку. Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из
алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24, который стопорится винтом 28,
установлен валик 27. Подшипник 24 двухрядный, неразборный, без внутренней
обоймы. Подшипник заполнен смазкой при сборке и в дальнейшем не смазывается. На
валик 27 с одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой ступица 26 шкива
привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с уплотнительным кольцом,
закален токами высокой частоты на глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо
прижимается к крыльчатке пружиной через резиновую манжету 29. Сальник
неразборный, состоит из наружной латунной обоймы 23, резиновой манжеты и
пружины. Он запрессован в крышку 25 насоса. Корпус насоса имеет приемный
патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей
жидкости. При нормальном натяжении ремня привода насоса прогиб его под усилием
10 кгс должен быть в пределах 10-15 мм. Электровентилятор. Вентилятор
четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти вентилятора имеют переменный
по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице.
Вентилятор устанавливается на вал электродвигателя и прижимается гайкой. Для
лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18, который крепится
болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в сборе с вентилятором
устанавливается на три резиновые втулки и крепится гайками на шпильки кожуха 18
вентилятора. Включение и выключение электровентилятора 19 осуществляется
автоматически в зависимости от температуры жидкости с помощью датчика типа
ТМ-108, установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны. Температура
замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95 С, а размыкания в
пределах 84-90 С. В вариантных исполнениях на автомобилях ВАЗ-21061 могут
устанавливаться вентиляторы с механическим приводом от ступицы валика насоса
охлаждающей жидкости. Радиатор. Радиатор с верхним и нижним бачками, с двумя
рядами латунных вертикальных трубок и лужеными охлаждающими пластинками крепится
четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная
горловина 15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с
полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет
впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с
расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1, 1
мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при
нагревании и охлаждении двигателя. С 1988г. на автомобилях устанавливаются
радиаторы с алюминиевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. Термостат и работа
системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и
поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При оптимальном
тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна быть 85 - 95 С.
Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46, которые завальцованы вместе с
седлом основного клапана 41. Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска
охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5 для
перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок 45 для подачи
охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан установлен в стакан
термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке
находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на неподвижном
держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен термочувствительный
твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане
закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42, поджимаемый
пружиной.