Вентиляция, отопление и обдув ветрового стекла осуществляется воздухом,
всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым в
радиаторе отопителя, который включен в систему охлаждения двигателя. Наружный
воздух поступает через решетку капота автомобиля в коробку воздухопритока. где
резко меняет направление движения и поступает через люк, закрываемый крышкой 2
воздухопритока, в кожух 5 радиатора отопителя (на схеме работы отопителя показан
стрелками). Пластмассовый кожух 5 радиатора крепится на четырех шпильках к
усилителю щитка передка под коробкой воздухопритока, доступ к которому возможен
под панелью приборов. Кожух радиатора с коробкой воздухапритока герметизируются
уплотнительной прокладкой. В кожухе 5 установлен радиатор 3 отопителя и
герметизирован по периметру резиновой прокладкой. Правый бачок радиатора
разделен резиновой перегородкой на две полости. К бачку болтами крепится
отводящая труба 6 и кран 8 с подводящей трубой 7. Концы труб выходят в моторный
отсек через щиток передка и соединяются шлангами с системой охлаждения
двигателя. Выход труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем,
который крепится к щитку передка двумя болтами. Воздух из радиатора 3 поступает
в направляющий кожух и кожух 14 вентилятора. В центре пластмассового
направляющего кожуха с помощью пружинных скоб на двух эластичных подушках
установлен электродвигатель -11 с крыльчаткой 9 вентилятора. На внутренней
стенке кожуха крепится дополнительное сопротивление (резистор) 12, подключение и
отключение которого в цепь электродвигателя производится трехпозиционным
переключателем на панели приборов. Дополнительный резистор обеспечивает малую и
большую частоту вращения вентилятора. Из кожуха вентилятора воздух поднимается
через окно направляющего кожуха в воздухопровод 1 и далее через трубы 33 и
поворотные дефлекторы 20 подается на ветровое стекло или непосредственно в салон
на пассажиров. Трубы дефлектора с воздухопроводом уплотнены резиновыми
уплотнителями 34. Снизу кожуха вентилятора на скобах шарнирно установлена
воздухораспределительная крышка 10, при открывании которой воздух направляется к
ногам пассажиров по воздухопроводу 13 внутренней вентиляции. При этом количество
воздуха, поступающего к дефлекторам, уменьшается. Управление отопителем
осуществляется переключателем электродвигателя вентилятора, поворотными
дефлекторами и двумя рукоятками. Верхняя рукоятка 18 управления краном отопителя
соединена гибкой тягой 4 с рычагом крана. Нижняя рукоятка 17 соединена гибкой
тягой 19 с рычагом крышки 2 воздухопритока и регулирует количество свежего
воздуха, поступающего в отопитель. На автомобиле имеется вытяжная вентиляция,
обеспечивающая отсос воздуха из салона. Воздух проходит под обивку внутренней
боковой панели крыши на задних стойках кузова, отжимает резиновый клапан и
выходит наружу через декоративную решетку на боковой панели крыши. Клапан
предотвращает проникновение воздуха и салон при боковом ветре. Омыватель
ветрового стекла. Омыватель со стеклоочистителем обеспечивает очистку ветрового
стекла в любых условиях эксплуатации автомобиля без его остановки. Смыватель
включает насос 30, бачок 32 для жидкости, трубки 31, 29, 21 и 26, жиклеры 27. От
насоса жидкость подается к жиклерам и через прорезь в распылителях 24 брызгается
на стекло. Жиклеры состоят из корпуса 23 и распылителя 24 с крепежным винтом 25
и прокладками. Жиклеры установлены в отверстия панели ветрового стекла с помощью
эластичных пластмассовых втулок 22 на корпусе насоса. Регулировка направления
струи осуществляется поворотом корпуса жиклера в пластмассовой втулке и
поворотом распылителя 24 после ослабления крепежного винта 25. До 1980г. на
ВАЗ-2103 устанавливался насос с электроприводом, который применяется и на
ВАЗ-2106. Ножной насос 30 закреплен на полу кузова. Насос диафрагменного типа.
Корпус 48 насоса пластмассовый, имеет два штуцера. Впускной штуцер соединяется с
трубкой 31 с бачком 32 смывателя. В штуцерах имеются резиновые впускной - 37 и
выпускной - 50 клапаны. Клапаны в своих гнездах удерживаются латунными втулками,
запрессованными в корпус. Диафрагма 47 чашеобразной формы, корпус 48 и крышка 38
завальцованы в стальном кожухе 49, к которому приварена пластина крепления
насоса. На крышке 38 установлены выключатель стеклоочистителя и привод насоса.
Привод состоит из кнопки 40 со штоком 42 и возвратной пружины. К нижнему концу
штока приклепана тарелка, которая при нажатии на кнопку 40 давит на диафрагму.
После отпускания кнопки диафрагма за счет упругости принимает прежнюю форму.
Выключатель состоит из пластмассовой колодки 45 с двумя парами контактов, одна
пара приклепана к верхней, а другая к нижней части колодки. Контакты замыкаются
подвижными перемычками, приклепанными к пластмассовому держателю 44. В обычном
положении кнопки 40 замкнута верхняя пара контактов, а при нажатии кнопки
замыкается нижняя пара. Снаружи привод насоса закрыт резиновым чехлом 41. Насос
смывателя с электроприводом роторного типа. Корпус насоса (снизу) и
электродвигатель (сверху) крепятся к крышке бачка смывателя тремя винтами. Ротор
насоса захватывает жидкость, поступающую через сетчатый фильтр, и подает ее по
трубке вверх к штуцеру крышки. Валики ротора и электродвигателя соединены
пластмассовой трубчатой муфтой.