- 1. Бачок для жидкости гидропривода сцепления;
- 2. Передний тормоз;
- 3. Пружинный амортизатор передней подвески;
- 4. Рычаги передней подвески;
- 5. Расширительный бачок системы охлаждения двигателя;
- 6. Боковой указатель поворота;
- 7. Подфарник:
- 8. Бачок смывателя ветрового стекла;
- 9. Фары;
- 10. Масляный фильтр:
- 11. Топливный насос;
- 12. Указатель уровня масла:
- 13. Распределитель зажигания;
- 14. Бачок для жидкости гидропривода тормозов;
- 15. Радиатор;
- 16. Аккумуляторная батарея;
- 17. Воздушный фильтр;
- 18. Двигатель;
- 19. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
- 20. Картер сцепления;
- 21. Приемная труба глушителей;
- 22. Рычаг переключения передач;
- 23. Рычаг стояночного тормоза;
- 24. Рулевое колесо;
- 25. Передний дополнительный глушитель;
- 26. Задний дополнительный глушитель;
- 27. Пружина задней подвески;
- 28. Задний амортизатор:
- 29. Топливный бак:
- 30. Задний указатель поворота;
- 31. Стоп-сигнал и габаритный свет:
- 32. Основной глушитель;
- 33. Инструментальная сумка;
- 34. Фонарь освещения регистрационного знака;
- 35. Домкрат;
- 36. Запасное колесо;
- 37. Инструментальная коробка;
- 38. Задний тормоз;
- 39. Продольные реактивные штанги задней подвески;
- 40. Задний мост;
- 41. Заднее сиденье;
- 42. Задний вал карданной передачи;
- 43. Промежуточная опора карданной передачи:
- 44. Передний вал карданной передачи;
- 45. Переднее сиденье;
- 46. Коробка передач;
- 47. Педаль привода дроссельных заслонок;
- 48. Педаль гидропривода колесных тормозов;
- 49. Педаль гидропривода сцепления.
Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются моделями
последовательного развития конструкции малолитражных автомобилей "Жигули". Их
отличают хорошие динамические качества и комфортабельность. Вместе с тем, для
наиболее полного удовлетворения запросов покупателей на основе базовых моделей
ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются,
в основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом цилиндров. Компоновка
(расположение узлов и агрегатов) автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 классическая,
т.е. двигатель расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, а ведущими
являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к задним колесам
через узлы трансмиссии, к которой относятся сцепление, коробка передач,
карданная передача, главная передача, дифференциал и полуоси заднего моста.
Двигатель вместе со сцеплением и коробкой передач образует силовой агрегат,
который закреплен на автомобиле в трех точках на резиновых опорах. В конструкции
автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности, которым на
Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание. Автомобили отвечают всем
требованиям по безопасности Европейской Экономической комиссии ООН.
Двигатель.
На автомобилях устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ
различной мощности в зависимости от модели автомобиля или ее модификации.
Двигатели - четырехтактные, карбюраторные, рядные, с верхним расположением
распределительного вала. Система смазки двигателя снабжена полнопоточным
масляным фильтром 10 и рассчитана на применение специальных масел с комплексом
присадок, придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против окисления
и позволяющих работать в широком диапазоне температур. Система вентиляции
картера - закрытого типа, обеспечивает отсос газов из картера во впускной
трубопровод и повышает долговечность двигателя. Система охлаждения - жидкостная,
закрытого типа. В систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в
который жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к насосу.
Охлаждающая жидкость специальная с низкой температурой кипения, не действует на
металлы и резину. Жидкость заливают на заводе, и не требуется ее замены в
течение двух лет. Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17,
карбюратор, топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный
бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно включающиеся
смесительные камеры. На карбюраторе установлен высокоэффективный воздушный
фильтр сухого типа, имеющий бумажный фильтрующий элемент с дополнительным
очистителем из нетканого синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в
багажнике. Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными
глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу кузова двумя
резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и резиновой подушкой за
выпускную трубу.
Трансмиссия.
Сцепление - однодисковое сухое с диафрагменной нажимной
пружиной и гасителем крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для
управления сцеплением служит ножная педаль с сервопружиной и гидравлическим
приводом. Коробка передач 46 имеет четыре передачи для движения вперед и одну
передачу для заднего хода. На автомобилях в вариантном исполнении возможна
установка пятиступенчатой коробки передач. Все передачи переднего хода снабжены
синхронизаторами, которые до включения шестерен выравнивают скорости вращения
соединяемых деталей. Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное
трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Карданная передача
передает крутящий момент от коробки передач к главной передаче и состоит из двух
валов с промежуточной опорой 43, резиновой муфты и двух карданных шарниров на
игольчатых подшипниках. Главная передача и дифференциал находятся в картере
заднего моста. Главная передача коническая, гипоидного зацепления, дифференциал
- двухсателлитный. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и рулевого
привода, передающего усилие водителя к управляемым колесам. Редуктор рулевого
механизма червячный, с глобоидальным червяком и двухгребневым роликом.
Передаточное отношение редуктора 16, 4. Рулевой привод - трехзвенный, включает в
себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку, маятниковый и
поворотные рычаги. Подвеска передних колес - независимая, на поперечных рычагах,
с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами
двухстороннего действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы
размещены внутри пружин. Штампованные верхние и нижние рычаги 4 подвески
соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух шаровых шарниров. При
помощи резинометаллических шарниров, осей, болтов и гаек нижние рычаги соединены
с поперечиной передней подвески, а верхние рычаги - с несущей частью кузова.
Торсионный стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает боковой наклон кузова
на повороте и снижает поперечные раскачивания кузова. Соединен с кузовом и
нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих резиновые подушки штанги
стабилизатора. Подвеска задних колес зависимая, с цилиндрическими пружинами и
гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия.
Представляет собой жесткую балку (задний мост) 40, связанную с кузовом одной
поперечной и четырьмя продольными штангами 39. Имеет три буфера сжатия,
расположенные по концам балки заднего моста и в центре. Амортизаторы 28
установлены вне пружин и крепятся сверху к кузову, а снизу - к концам балки
заднего моста через конические резиновые втулки.
Тормоза.
Тормозная система снабжена гидравлическим приводом к колесным
механизмам, управляется педалью подвесного типа и действует на все колеса.
Система стояночного и запасного (аварийного) торможения (т.е. ручной тормоз)
управляется рычагом 23 (рис. 2) и действует только на задние колеса. Эта система
имеет механический тросовый привод. Передние тормоза 2 дисковые, состоят из
диска и суппорта. Диск прикреплен к ступице колеса, а суппорт, охватывающий диск
тормоза, прикреплен к кронштейну, установленному на поворотной цапфе. Внутри
суппорта находятся колесные гидравлические цилиндры с поршнями, передающими
усилия на колодки с фрикционными накладками. Задние тормоза 39 барабанные, с
само устанавливающими колодками, с приводом от одного главного цилиндра или от
рычага механического привода. В алюминиевом барабане заднего тормоза находится
чугунное рабочее кольцо. Гидравлический привод тормозов состоит из двух
независимых контуров (систем) торможения передних и задних колес. Поэтому бачок
имеет две емкости для тормозной жидкости, а в главном цилиндре сделаны две
независимые полости с двумя поршнями. Две независимые системы введены для
безопасности: в случае повреждения одной из них (утечка жидкости или повреждения
трубопровода), вторая остается в действии. Имеющийся в системе привода задних
проводов регулятор давления уменьшает вероятность блокировки колес при
торможении. Электрооборудование автомобилей выполнено по однопроводной схеме, в
которой отрицательные выводы источников тока и потребителей электроэнергии
соединены СИ "массой", выполняющей функцию второго провода. Источниками тока в
системе являются генератор переменного тока типа Г-221 с встроенным
полупроводниковым выпрямителем и свинцовая аккумуляторная батарея типа 6СТ-55.
Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 с электромагнитным тяговым реле и
роликовой обгонной муфтой. В систему зажигания входят катушка зажигания,
распределитель зажигания с прерывателем, центробежным автоматом и вакуумным
корректором угла опережения зажигания, провода высокого и низкого напряжения,
свечи зажигания и выключатель зажигания. Система освещения и световой
сигнализации автомобилей обеспечивает ближнее и дальнее освещение дороги,
обозначение габарита автомобиля сигнальными огнями, освещение
контрольно-измерительных приборов и внутреннее освещение кузова, а также
световую сигнализацию о повороте автомобиля и о работе отдельных систем
двигателя и автомобиля. Основными приборами наружного освещения являются фары,
подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, катафоты и фонари
освещения регистрационного знака. Салон освещают два плафона, которые включаются
выключателями, расположенными на корпусах плафонов. Кроме того, имеются дверные
выключатели на стойках передних и задних дверей. При открывании какой-либо двери
включаются оба плафона. На щитке приборов размещены тахометр, спидометр со
счетчиками пройденного пути, указатель температуры охлаждающей жидкости,
указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва и указатель давления масла
с контрольной лампой недостаточного давления. Кроме того, в спидометре и
тахометре находится шесть контрольных ламп. Кузов автомобилей типа "седан",
цельнометаллический, несущей конструкции, т.е. такой, к которому крепится
силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) и все
остальные узлы и механизмы автомобиля. Корпус кузова представляет собой сварную
пространственную ферму, основными деталями которой являются стойки боковины,
лонжероны и пороги пола, боковой брус крыши и различные поперечины. Эти элементы
коробчатого сечения в сочетании с несущими внутренними и наружными панелями и
соединительными деталями придают конструкции требуемую жесткость. Передние двери
с передней навеской имеют два безопасных стекла: переднее поворотное с рукояткой
и фиксатором, заднее опускное с приводом от ручки стеклоподъемника. Передние
двери запираются ключом снаружи и кнопкой изнутри; запертая дверь может быть
открыта внутренней ручкой. Задние двери с передней навеской имеют два безопасных
стекла: переднее - опускное с приводом от ручки, заднее неподвижное. Замок
задней двери имеет блокировку. Дверь запирается изнутри кнопкой; запертая дверь
не может быть открыта внутренней ручкой. Запорное устройство каждой двери
состоит из замка, внутреннего привода замка с ручкой, наружной ручки и
фиксатора, расположенного на стойке кузова. Ветровое стекло типа "триплекс",
состоящее из двух слоев стекла с прозрачной пластмассовой пленкой между ними,
даже при растрескивании остается прозрачным. Заднее и боковые стекла безопасные,
закаленные. Капот, открывающийся в сторону движения автомобиля, навешен на кузов
по переднему краю и закреплен сзади в одной точке замком. Багажник размещен в
задней части кузова. Замок крышки багажника запирается и отпирается ключом. В
багажнике размещается запасное колесо 37, домкрат, а также набор шоферского
инструмента и принадлежностей. Передние сиденья раздельные с откидными спинками
и с механизмом регулировки положения сиденья и наклона спинки. Заднее сиденье -
неподвижное, цельное. Модификации автомобилей ВАЗ-2103 различаются установкой
двигателей различной мощности (см. "Техническая характеристика автомобилей").
Автомобиль ВАЗ-2106 отличается от ВАЗ-2103 установкой более мощного двигателя с
рабочим объемом 1, 6 л, внутренним и наружным оформлением кузова. измененной
схемой оборудования. Модификации ВАЗ21061 и ВАЗ -21065 отличаются от ВАЗ-2106
установкой двигателей с другим рабочим объемом. Модификация ВАЗ-2106 оснащена
двигателем 2106, как и автомобиль ВАЗ-2106, но комплектуется пятиступенчатой
коробкой передач и главной передачей с передаточным числом 3, 9. На ВАЗ-21065
может быть установлена бесконтактная система зажигания и карбюратор
21053-1107010 (типа "Солекс"), галогеновые фары, электрообогреваемое заднее
стекло. В кузове изменены обивка и подголовники сидений.