- 1. Изолятор;
- 2. Корпус катушки зажигания;
- 3. Изоляционная бумага обмоток;
- 4. Первичная обмотка;
- 5. Вторичная обмотка;
- 6. Изоляционная трубка первичной обмотки;
- 7. Клемма вывода конца первичной обмотки:
- 8. Контактный винт;
- 9. Клемма высокого напряжения;
- 10. Крышка;
- 11. Клемма "+E" вывода начала первичной и конца вторичной
обмоток;
- 12. Пружина центральной клеммы;
- 13. Каркас вторичной обмотки:
- 14. Наружная изоляция первичной обмотки;
- 15. Скоба крепления;
- 16. Наружный магнитопровод;
- 17. Сердечник;
- 18. Контактная гайка;
- 19. Изолятор свечи зажигания:
- 20. Стержень;
- 21. Корпус свечи;
- 22. Уплотнительное кольцо;
- 23. Теплоотводящая шайба;
- 24. Центральный электрод;
- 25. Боковой электрод свечи зажигания;
- 26. Валик распределителя зажигания;
- 27. Маслоотражательная муфта валика;
- 28. Шайба:
- 29. Провод подвода тока и распределителю;
- 30. Запорная пружина крышки;
- 31. Корпус вакуумного регулятора;
- 32. Диафрагма;
- 33. Крышка вакуумного регулятора;
- 34. Гайка;
- 35. Пружина вакуумного регулятора;
- 36. Тяга вакуумного регулятора;
- 37. Смазочный фитиль (фильц) кулачка;
- 38. Опорная пластина регулятора опережения зажигания;
- 39. Ротор распределителя зажигания:
- 40. Боковой электрод с клеммой;
- 41. Крышка распределителя зажигания;
- 42. Центральный электрод с клеммой;
- 43. Уголек центрального электрода;
- 44. Центральный контакт ротора;
- 45. Резистор 5-6 ком для подавления радиопомех;
- 46. Наружный контакт ротора;
- 47. Пружина регулятора опережения зажигания;
- 48. Пластина центробежного регулятора;
- 49. Грузик регулятора опережения зажигания;
- 50. Изоляционная втулка;
- 51. Кулачок прерывателя;
- 52. Изоляционная колодка рычажка:
- 53. Рычажок прерывателя;
- 54. Стойка с контактами прерывателя;
- 55. Контакты прерывателя;
- 56. Подвижная пластина прерывателя;
- 57. Конденсатор 0,20-0,25 мкФ;
- 58. Корпус распределителя зажигания;
- 59. Подшипник подвижной пластины прерывателя;
- 60. Корпус масленки;
- 61. Винт клеммового зажима;
- 62. Стопорная пластина подшипника:
- 63. Распределитель зажигания;
- 64. Свечи зажигания;
- 65. Выключатель зажигания;
- 66. Катушка зажигания;
- 67. Генератор;
- 68. Аккумуляторная батарея;
- 69. Датчик-распределитель зажигания;
- 70. Коммутатор;
- 71. Угол опережения зажигания;
- 72. К источникам питания:
- 73. I.Катушка зажигания;
- 74. I.Свеча зажигания;
- 75. III.Распределитель зажигания;
- 76. IV.Схема классической системы зажигания;
- 77. V.Схема работы центробежного регулятора опережения
зажигания.
- 78. VI.Схема бесконтактной системы зажигания.
На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном применяется классическая
система зажигания (схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена бесконтактная
система зажигания (схема VI). Катушка зажигания. В классической системе
зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в бесконтактной - 27.3705,
различающиеся данными обмоток и некоторыми деталями. Катушка представляет собой
трансформатор с двумя обмотками: первичной 4 и вторичной 5, и служит для
преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11-
20кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Свечи
зажигания устанавливаются типа А-17ДВ для классической системы зажигания и
А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им свечи зарубежного производства.
Конструкция свечей неразборная, традиционная. Зазор между электродами свечей
составляет 0, 5-0.6 мм для А17ДВ и 0, 7-0, 8 мм для А-17ДВ-10. Выключатель
зажигания установлен на кронштейне вала рулевого управления, состоит из корпуса
с замком и противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия
устройства заключается в том, что после вынимания из замка ключа, установленного
в положение III (Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз
вала руля и блокирует его. Электронный коммутатор применяется в бесконтактной
системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по
сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы
различных марок: 3620.3734, HIM-52, ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока
составляет 8-9 А. Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку
зажигания через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании.
Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи низкого
напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого напряжения по
свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в левой передней части
двигателя и приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 27 (см.рис.4).
Прерыватель состоит из кулачка 51 с четырьмя выступами и стойки 54 с контактами,
которые кулачок размыкает при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна
опорная пластина 38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками
49. Сбоку к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из
корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К диафрагме
крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56 прерывателя. Распределитель
состоит из ротора 39 и электродов, установленных в пластмассовой крышке 41. На
роторе приклепаны центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в
углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный контакт
ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43. Датчик распределения
зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе зажигания. От
распределителя зажигания 30.3706 он отличается только тем, что вместо
прерывателя на подвижной пластине установлен бесконтактный датчик, а к опорной
пластине 38 снизу прикреплен цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями.
Бесконтактный датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из
полупроводниковой пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита.
Между ними имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре
находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через экран и на
пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь экрана, то на
пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее снимается разность
потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик, преобразует эту разность
потенциалов в импульсы напряжения. Работа системы зажигания. При работе
двигателя прерыватель прерывает ток в первичной обмотке катушки зажигания. В
этот момент магнитное поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая
витки обмотки, индуктирует в ней ЭДС порядка 12-24 кв. Ток высокого напряжения
идет к центральной клемме распределителя зажигания, затем через контакты ротора
к боковому электроду и далее к свече зажигания, создавая искровой разряд между
ее электродами. Конденсатор 57 служит для гашения ЭДС самоиндукции в первичной
обмотке катушки зажигания и для уменьшения искрения между контактами
прерывателя. Если бы не было конденсатора, то ЭДС во вторичной обмотке не
превышала бы 4000-5000 В. Для получения максимальной мощности двигателя
необходимо воспламенять горючую смесь несколько ранее прихода поршня в ВМТ,
чтобы сгорание закончилось при повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ.
Каждой частоте вращения коленчатого вала необходим свой угол опережения
зажигания. Так при 750- 800 об/мин начальный угол опережения зажигания
составляет 3-5 . С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен
увеличиваться, и эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения
зажигания. При увеличении частоты вращения грузики 49 под действием центробежных
сил расходятся и поворачивают опорную пластину 38 вместе с кулачком 51
прерывателя на угол А в направлении вращения валика. Выступы кулачка раньше
размыкают контакты прерывателя и опережение зажигания увеличивается. Вакуумный
регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на
Двигатель.
При небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей
смеси высокое, смесь горит медленнее, ее надо поджигать раньше и наоборот. На
диафрагму регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной
заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях дроссельной
заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения диафрагма 32 оттягивается и
тягой 36 поворачивает подвижную пластину 52 прерывателя против направления
вращения валика. Опережение зажигания увеличивается. По мере дальнейшего
открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и
пружина отжимает диафрагму в исходное положение. Бесконтактная система зажигания
работает также, как и классическая, только вместо прерывателя ток в цепи
первичной обмотки катушки зажигания прерывает коммутатор по сигналам
бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания.