Источники питания ВАЗ 2105

ВАЗ 2105 Источники питания
  • 1. Крышка генератора со стороны контактных колец.
  • 2. Выпрямительный блок.
  • 3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов обмотки статора.
  • 4. Контактные кольца.
  • 5. Смотри 4.
  • 6. Задний шариковый подшипник вала ротора.
  • 7. Конденсатор для уменьшения уровня радиопомех.
  • 8. Вал ротора.
  • 9. Щетка, соединенная с выводом ''ш" регулятора напряжения.
  • 10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "ЗО").
  • 11. Штекер центрального вывода обмотки статора.
  • 12. Кожух регулятора напряжения и щеткодержателя.
  • 13. Регулятор напряжения.
  • 14. Щеткодержатель.
  • 15. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора напряжения.
  • 16. Шпилька для крепления планки натяжного устройства.
  • 17. Крыльчатка шкива.
  • 18. Передний клювообразный полюсный наконечник ротора.
  • 19. Шкив привода генератора.
  • 20. Гайка крепления шкива.
  • 21. Дистанционное кольцо.
  • 22. Передний шариковый подшипник вала ротора.
  • 23. Крышка генератора со стороны привода .
  • 24. Каркас обмотки ротора.
  • 25. Обмотка ротора.
  • 26. Изоляция паза статора.
  • 27. Статор.
  • 28. Клин проводов статора.
  • 29. Обмотка статора.
  • 30. Задний клювообразный полюсный наконечник ротора.
  • 31. Стяжной болт генератора.
  • 32. Буферная втулка.
  • 33. Втулка.
  • 34. Диод выпрямителя с обратной полярностью ("отрицательный' )
  • 35. Изолирующая пластина.
  • 36. Фазный вывод обмотки статора.
  • 37. Диод выпрямителя с нормальной полярностью ("положительный’’)
  • 38. Держатель положи тельных диодов.
  • 39. Изоляционные втулки.
  • 40. Провод центрального вывода обмотки статора.
  • 41. Держатель отрицательных диодов
  • 42. Аккумуляторная батарея.
  • 43. Генератор.
  • 44. Монтажный блок .
  • 45. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батарейке.
  • 46. Вольтметр.
  • 47. Выключатель зажигания.
  • 48. Комбинация приборов с контрольной лампой заряда аккумуляторной батареи.
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавливают кислотную аккумуляторную батарею 6СТ-55, которая служит для питания потребителей автомоёиля электрическим током при неработающем двигателе, а также для пуска двигателя. Батарея состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2В Каждый элемент размещен в отдельном отсеке корпуса и состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных пластмассовыми микропористыми сепараторами. В отсеки заливается электролит, состоящий из раствора серной кислоты в дистиллированной воде. Нормальный уровень электролита в элементах должен быть на 5-10 мм выше предохранительного щитка или верхнего края сепараторов. Если в заливном отверстии имеется глубокая горловина, то уровень электролита должен доходить до ее нижнего края. При этом отчетливо виден мениск в нижнем отверстии горловины. Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи при 2j5 C должна быть 1, 28 г/см' для умеренного климата и 1, 22 г/см для тропического. На автомобилях могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовленные на различных заводах (в том числе и импортные), поэтому они могут иметь различные конструктивные отличия, касающиеся в основном конструкции корпуса, но характеристики их одинаковы. Генератор Техническая характеристика Номинальное напряжение, Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и частоте вращения ротора 5000 мин*). А45 Пределы регулируемого напряжения, В 14, 1 +0.5 Направление вращения правое Максимальная частота вращения якоря, мин 13000 Передаточное отношение двигатель генератор: 2, 04 Масса генератора без шкива. кг4.2 На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавливается генератор переменного тока типа Г222. Он служит для питания потребителей автомобиля электрическим током и для зарядки аккумуляторной батареи. С -1988г. стал применяться генератор 37.3701 (от автомобилей ВАЗ-2108). Устройство его такое же, как и генератора Г-222, а отличается он только данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и выпрямительным едоком, в котором установлено дополнительно три диода для питания обмотки возбуждения ротора. Максимальный ток отдачи этого генератора равен 55 А Выбор генератора переменного тока объясняется тем, что он имеет ряд серьезных преимуществ перед генераторами постоянного тока. В первую очередь это то, что он развивает напряжение, достаточное для заряда аккумуляторной батареи при значительно меньших оборотах, чем генератор постоянного тока. Далее, генератор переменного тока имеет меньший вес и габариты, чем равный по мощности генератор постоянного тока. У генератора постоянного тока с коллекторных пластин через щетки снимается весь ток нагрузки, в то время как у генератора переменного тока коллектор отсутствует и в обмотку якоря через контактные кольца и щетки подводится лишь небольшой по величине ток возбуждения генератора. Поэтому износ щеток и контактных колец невелик, и срок службы генератора переменного тока значительно дольше. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и приводится во вращение клинаременной передачей от шкива коленчатого вала. Через отверстия в ушках крышек 23 генератор крепится болтом к литому чугунному кронштейну на двигателе и шпилькой к натяжной планке. Чтобы при затяжке болта не обломились ушки крышек, в отверстии ушка крышки имеется резиновая буферная втулка 32. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка (слева на рисунке) смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генератора, буферная втулка 32 сжимается между стальными втулками и поэтому усилие затяжки не передается на ушко. Натяжение ремня привода генератора должно быть таким, чтобы прогиб ремня под усилием 10 кгс между шкивами генератора и насоса охлаждающей жидкости равнялся 10 - 15 мм, или 12 - 17 мм между шкивами насоса охлаждающей жидкости и коленчатого вала. Слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя из -за недостаточной эффективности работы вентилятора и насоса охлаждающей жидкости, а сильное к повышенному износу подшипников генератора и насоса. Основные части генератора - это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23, отлитые из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 8, на рифленую поверхность которого напрессованы стальная втулка и стальные клювообразные полюса 18 и 30, образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. Между клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 возбуждения ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к выводам контактных колец 4 и 5. Контактные кольца установлены на пластмассовой втулке, имеющей стальную ступицу. Между клювообразным полюсом и контактными кольцами находится пластмассовая шайба, изолирующая выводы обмотки возбуждения. Ротор вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа. Смазка закладывается в подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует. Внутренняя обойма переднего подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между ступицей шкива и буртиком вала гайкой крепления шкива. Наружная обойма подшипника 22 запрессована в крышку и зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов раскернены для исключения самоотворачивания. Внутренняя обойма заднего подшипника 6 напрессована на вал ротора. Наружная обойма поджимается резиновым кольцом. На валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 19 с вентилятором для охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора, изготовленные из листовой стали и соединенные электросваркой. Статор набран из пластин электротехнической стали, толщиной 1 мм. Пластины соединены электросваркой. На внутренней стороне статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные лаком или электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная от выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная обмотка состоит из шести катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом (штекер И) нулевой точки. Этот вывод маркировки не имеет. К нему подключается реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи (если оно есть на автомобиле) На задней крышке генератора винтами закреплены регулятор 13 напряжения и щеткодержатель 14 со щетками 9 и 15. Через щетки, прижатые пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения. Одна из щеток соединена с выводом "В" регулятора напряженимя, а другая с выводом "Ш" Детали выпрямителя также прикреплены к задней крышке генератора. Выпрямитель собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-20 - полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды находятся в специальном выпрямительном блоке типа БПВб-50. Блок состоит из двух алюминиевых держателей 38 и 41 с диодами, скрепленных заклепками. С целью упрощения деталей крепления выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс" выпрямленного тока ("положительные" диоды), а три диода "минус" выпрямленного тока ("отрицательные" диоды) Положительные диоды маркируются на корпусе красной краской. а отрицательные - синей. Отрицательные диоды, имеющие в схеме выпрямителя общин вывод на "массу", запрессованы в держатель 41 выпрямительного блока. Положительные диоды в схеме выпрямителя имеют вывод, соединенный с болтом "30" генератора. и запрессованы в держатель 38 выпрямительного блока. Диоды запрессованы для того. чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от корпусов диодов к держателям выпрямительного блока, которые дня охлаждения продуваются воздухом. Выпрямительный блок крепится к крышке тремя болтами 3. изолированными вместе с держателем положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками. Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К держателю 38 присоединен зажим "30" генератора (болт 16), являющийся выводом "плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. Генератор имеет встроенный малогабаритный микроэлектронныи регулятор 13 напряжения типа Я-1126. Он представляет собой неразборную и нерегулируемую конструкцию. Непрерывно и автоматически регулируя ток, протекающий по обмотке возбуждения генератора, регулятор поддерживает напряжение на выходе генератора на уровне 13, 6-14, 6 В независимо от тока нагрузки и частоты вращения ротора. При включении зажигания замыкаются контакты "15" и "ЗОЛ" выключателя зажигания и через них подается напряжение от аккумуляторной батареи на вывод "Б" регулятора напряжения. Регулятор отпирается и через обмотку ротора (обмотку возбуждения) начинает протекать ток, замыкающийся по пути- "плюс"аккумуляторной батареи зажим "30" генератора вывод "В" регулятора обмотка возбуждения - вывод, регулятора - масса "минус" аккумуляторной батареи. На автомобилях с реле зажигания (на схеме не показано) контактами выключателя зажигания замыкается цепь питания реле. Оно срабатывает и через замкнутые контакты реле зажигания подается напряжение от аккумуляторной батареи на вывод "Б" регулятора напряжения. Переменное напряжение и ток, индуцированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый с зажима 30 генератора. При увеличении частоты вращения ротора генератора. когда напряжение на выходе генератора превысит 13, 6-14, 6 6. регулятор напряжения запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Это приводит к резкому уменьшению напряжения генератора и регулятор напряжения отпирается. Напряжение снова повышается и описанный процесс повторяется с частотой 25-250 раз в секунду. Напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой то повышается, то понижается. Благодаря высокой частоте отпирания и запирания регулятора. колебания напряжения незаметны и практически можно считать его постоянным, поддерживаемым на уровне 13, 6-14, 6 В. До 1984г. на автомобилях ВАЗ-2105 устанавливалось реле 45 для включения контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Это реле типа РС-702 имело нормально замкнутые контакты, которые размыкались при напряжении на обмотке 5, 3-10.4 В Обмотка реле находилась под действием выпрямленного фазного напряжения генератора. Если это напряжение было ниже указанного выше предела, то через замкнутые контакты реле протекал тон, питающий контрольную лампу в комбинации приборов и она горела, сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуляторной батареи т.е. генератор неисправен. С 1985г. реле не устанавливается и напряжение генератора контролируется только по вольтметру, который имеется в комбинации приборов. Схема включения генератора 37.3701 имеет свои особенности. С этим генератором должна применяться комбинация приборов, у которой один конец контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи соединен с "плюсом" питания (оранжевый провод), а второй конец соединен с выводом "61" генератора коричневым проводом с белой полоской. После включения зажигания напряжение к штекеру "61" (соединен с выводом "В" регулятора напряжения) подается через контрольную лампу и она горит. После пуска двигателя у исправного генератора напряжение на выводах "30" и "61" должно быть одинаковым и контрольная лампа должна гаснуть.

 

Используются технологии uCoz