- 1. Крышка генератора со стороны контактных колец.
- 2. Выпрямительный блок.
- 3. Болт крепления выпрямительного блока и фазных выводов
обмотки статора.
- 4. Контактные кольца.
- 5. Смотри 4.
- 6. Задний шариковый подшипник вала ротора.
- 7. Конденсатор для уменьшения уровня радиопомех.
- 8. Вал ротора.
- 9. Щетка, соединенная с выводом ''ш" регулятора
напряжения.
- 10. Плюсовой клеммовый болт (вывод "ЗО").
- 11. Штекер центрального вывода обмотки статора.
- 12. Кожух регулятора напряжения и щеткодержателя.
- 13. Регулятор напряжения.
- 14. Щеткодержатель.
- 15. Щетка, соединенная с выводом "В" регулятора
напряжения.
- 16. Шпилька для крепления планки натяжного устройства.
- 17. Крыльчатка шкива.
- 18. Передний клювообразный полюсный наконечник ротора.
- 19. Шкив привода генератора.
- 20. Гайка крепления шкива.
- 21. Дистанционное кольцо.
- 22. Передний шариковый подшипник вала ротора.
- 23. Крышка генератора со стороны привода .
- 24. Каркас обмотки ротора.
- 25. Обмотка ротора.
- 26. Изоляция паза статора.
- 27. Статор.
- 28. Клин проводов статора.
- 29. Обмотка статора.
- 30. Задний клювообразный полюсный наконечник ротора.
- 31. Стяжной болт генератора.
- 32. Буферная втулка.
- 33. Втулка.
- 34. Диод выпрямителя с обратной полярностью
("отрицательный' )
- 35. Изолирующая пластина.
- 36. Фазный вывод обмотки статора.
- 37. Диод выпрямителя с нормальной полярностью
("положительный’’)
- 38. Держатель положи тельных диодов.
- 39. Изоляционные втулки.
- 40. Провод центрального вывода обмотки статора.
- 41. Держатель отрицательных диодов
- 42. Аккумуляторная батарея.
- 43. Генератор.
- 44. Монтажный блок .
- 45. Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной
батарейке.
- 46. Вольтметр.
- 47. Выключатель зажигания.
- 48. Комбинация приборов с контрольной лампой заряда
аккумуляторной батареи.
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавливают кислотную аккумуляторную
батарею 6СТ-55, которая служит для питания потребителей автомоёиля электрическим
током при неработающем двигателе, а также для пуска двигателя. Батарея состоит
из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2В Каждый элемент
размещен в отдельном отсеке корпуса и состоит из положительных и отрицательных
пластин, разделенных пластмассовыми микропористыми сепараторами. В отсеки
заливается электролит, состоящий из раствора серной кислоты в дистиллированной
воде. Нормальный уровень электролита в элементах должен быть на 5-10 мм выше
предохранительного щитка или верхнего края сепараторов. Если в заливном
отверстии имеется глубокая горловина, то уровень электролита должен доходить до
ее нижнего края. При этом отчетливо виден мениск в нижнем отверстии горловины.
Плотность электролита полностью заряженной аккумуляторной батареи при 2j5 C
должна быть 1, 28 г/см' для умеренного климата и 1, 22 г/см для тропического. На
автомобилях могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовленные на
различных заводах (в том числе и импортные), поэтому они могут иметь различные
конструктивные отличия, касающиеся в основном конструкции корпуса, но
характеристики их одинаковы. Генератор Техническая характеристика Номинальное
напряжение, Максимальная сила тока отдачи (при 13 В и частоте вращения ротора
5000 мин*). А45 Пределы регулируемого напряжения, В 14, 1 +0.5 Направление
вращения правое Максимальная частота вращения якоря, мин 13000 Передаточное
отношение двигатель генератор: 2, 04 Масса генератора без шкива. кг4.2 На
автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 устанавливается генератор переменного тока типа
Г222. Он служит для питания потребителей автомобиля электрическим током и для
зарядки аккумуляторной батареи. С -1988г. стал применяться генератор 37.3701 (от
автомобилей ВАЗ-2108). Устройство его такое же, как и генератора Г-222, а
отличается он только данными обмоток ротора и статора, регулятором напряжения и
выпрямительным едоком, в котором установлено дополнительно три диода для питания
обмотки возбуждения ротора. Максимальный ток отдачи этого генератора равен 55 А
Выбор генератора переменного тока объясняется тем, что он имеет ряд серьезных
преимуществ перед генераторами постоянного тока. В первую очередь это то, что он
развивает напряжение, достаточное для заряда аккумуляторной батареи при
значительно меньших оборотах, чем генератор постоянного тока. Далее, генератор
переменного тока имеет меньший вес и габариты, чем равный по мощности генератор
постоянного тока. У генератора постоянного тока с коллекторных пластин через
щетки снимается весь ток нагрузки, в то время как у генератора переменного тока
коллектор отсутствует и в обмотку якоря через контактные кольца и щетки
подводится лишь небольшой по величине ток возбуждения генератора. Поэтому износ
щеток и контактных колец невелик, и срок службы генератора переменного тока
значительно дольше. Генератор установлен на двигателе с правой стороны и
приводится во вращение клинаременной передачей от шкива коленчатого вала. Через
отверстия в ушках крышек 23 генератор крепится болтом к литому чугунному
кронштейну на двигателе и шпилькой к натяжной планке. Чтобы при затяжке болта не
обломились ушки крышек, в отверстии ушка крышки имеется резиновая буферная
втулка 32. Под действием усилия затяжки болта поджимная втулка (слева на
рисунке) смещается, выбирая зазор между ушком и кронштейном генератора, буферная
втулка 32 сжимается между стальными втулками и поэтому усилие затяжки не
передается на ушко. Натяжение ремня привода генератора должно быть таким, чтобы
прогиб ремня под усилием 10 кгс между шкивами генератора и насоса охлаждающей
жидкости равнялся 10 - 15 мм, или 12 - 17 мм между шкивами насоса охлаждающей
жидкости и коленчатого вала. Слабое натяжение ремня приводит к перегреву
двигателя из -за недостаточной эффективности работы вентилятора и насоса
охлаждающей жидкости, а сильное к повышенному износу подшипников генератора и
насоса. Основные части генератора - это ротор, статор 27 и крышки 1 и 23,
отлитые из алюминиевого сплава. Ротор состоит из вала 8, на рифленую поверхность
которого напрессованы стальная втулка и стальные клювообразные полюса 18 и 30,
образующие вместе с валом и втулкой сердечник электромагнита. Между
клювообразными полюсами в пластмассовом каркасе помещена обмотка 25 возбуждения
ротора. Концы обмотки выведены через отверстия в полюсе 30 и припаяны к выводам
контактных колец 4 и 5. Контактные кольца установлены на пластмассовой втулке,
имеющей стальную ступицу. Между клювообразным полюсом и контактными кольцами
находится пластмассовая шайба, изолирующая выводы обмотки возбуждения. Ротор
вращается в двух шариковых подшипниках закрытого типа. Смазка закладывается в
подшипники при их изготовлении и пополнения при эксплуатации не требует.
Внутренняя обойма переднего подшипника 22 свободно посажена на вал ротора и
вместе с дистанционным кольцом 21 зажата между ступицей шкива и буртиком вала
гайкой крепления шкива. Наружная обойма подшипника 22 запрессована в крышку и
зажата между двумя шайбами, стянутыми четырьмя винтами. Концы винтов раскернены
для исключения самоотворачивания. Внутренняя обойма заднего подшипника 6
напрессована на вал ротора. Наружная обойма поджимается резиновым кольцом. На
валу ротора на сегментной шпонке установлены шкив 19 с вентилятором для
охлаждения выпрямителя и внутренних частей генератора, изготовленные из листовой
стали и соединенные электросваркой. Статор набран из пластин электротехнической
стали, толщиной 1 мм. Пластины соединены электросваркой. На внутренней стороне
статора имеется 36 пазов полузакрытой формы, изолированные лаком или
электроизоляционным картоном. В пазы уложена трехфазная обмотка, закрепленная от
выпадания деревянными клиньями или пластмассовыми трубками. Каждая фазная
обмотка состоит из шести катушек. Фазные обмотки соединены в звезду с выводом
(штекер И) нулевой точки. Этот вывод маркировки не имеет. К нему подключается
реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи (если оно есть на
автомобиле) На задней крышке генератора винтами закреплены регулятор 13
напряжения и щеткодержатель 14 со щетками 9 и 15. Через щетки, прижатые
пружинами к контактным кольцам ротора, подводится ток к обмотке возбуждения.
Одна из щеток соединена с выводом "В" регулятора напряженимя, а другая с выводом
"Ш" Детали выпрямителя также прикреплены к задней крышке генератора. Выпрямитель
собран по трехфазной мостовой схеме из шести кремниевых диодов типа ВА-20 -
полупроводниковых приборов, пропускающих ток только в одном направлении. Диоды
находятся в специальном выпрямительном блоке типа БПВб-50. Блок состоит из двух
алюминиевых держателей 38 и 41 с диодами, скрепленных заклепками. С целью
упрощения деталей крепления выпрямителя три диода имеют на корпусе "плюс"
выпрямленного тока ("положительные" диоды), а три диода "минус" выпрямленного
тока ("отрицательные" диоды) Положительные диоды маркируются на корпусе красной
краской. а отрицательные - синей. Отрицательные диоды, имеющие в схеме
выпрямителя общин вывод на "массу", запрессованы в держатель 41 выпрямительного
блока. Положительные диоды в схеме выпрямителя имеют вывод, соединенный с болтом
"30" генератора. и запрессованы в держатель 38 выпрямительного блока. Диоды
запрессованы для того. чтобы обеспечить эффективный отвод тепла от корпусов
диодов к держателям выпрямительного блока, которые дня охлаждения продуваются
воздухом. Выпрямительный блок крепится к крышке тремя болтами 3. изолированными
вместе с держателем положительных диодов от крышки пластмассовыми втулками.
Гайками этих болтов одновременно зажимаются выводы диодов и обмотки статора. К
держателю 38 присоединен зажим "30" генератора (болт 16), являющийся выводом
"плюс" выпрямителя. Выводом "минус" является масса генератора. Генератор имеет
встроенный малогабаритный микроэлектронныи регулятор 13 напряжения типа Я-1126.
Он представляет собой неразборную и нерегулируемую конструкцию. Непрерывно и
автоматически регулируя ток, протекающий по обмотке возбуждения генератора,
регулятор поддерживает напряжение на выходе генератора на уровне 13, 6-14, 6 В
независимо от тока нагрузки и частоты вращения ротора. При включении зажигания
замыкаются контакты "15" и "ЗОЛ" выключателя зажигания и через них подается
напряжение от аккумуляторной батареи на вывод "Б" регулятора напряжения.
Регулятор отпирается и через обмотку ротора (обмотку возбуждения) начинает
протекать ток, замыкающийся по пути- "плюс"аккумуляторной батареи зажим "30"
генератора вывод "В" регулятора обмотка возбуждения - вывод, регулятора - масса
"минус" аккумуляторной батареи. На автомобилях с реле зажигания (на схеме не
показано) контактами выключателя зажигания замыкается цепь питания реле. Оно
срабатывает и через замкнутые контакты реле зажигания подается напряжение от
аккумуляторной батареи на вывод "Б" регулятора напряжения. Переменное напряжение
и ток, индуцированные в обмотке статора, выпрямляются выпрямительным блоком и
для питания потребителей используется уже выпрямленный постоянный ток, снимаемый
с зажима 30 генератора. При увеличении частоты вращения ротора генератора. когда
напряжение на выходе генератора превысит 13, 6-14, 6 6. регулятор напряжения
запирается и не пропускает ток в обмотку возбуждения генератора. Это приводит к
резкому уменьшению напряжения генератора и регулятор напряжения отпирается.
Напряжение снова повышается и описанный процесс повторяется с частотой 25-250
раз в секунду. Напряжение генератора на выходе выпрямителя с такой же частотой
то повышается, то понижается. Благодаря высокой частоте отпирания и запирания
регулятора. колебания напряжения незаметны и практически можно считать его
постоянным, поддерживаемым на уровне 13, 6-14, 6 В. До 1984г. на автомобилях
ВАЗ-2105 устанавливалось реле 45 для включения контрольной лампы заряда
аккумуляторной батареи. Это реле типа РС-702 имело нормально замкнутые контакты,
которые размыкались при напряжении на обмотке 5, 3-10.4 В Обмотка реле
находилась под действием выпрямленного фазного напряжения генератора. Если это
напряжение было ниже указанного выше предела, то через замкнутые контакты реле
протекал тон, питающий контрольную лампу в комбинации приборов и она горела,
сигнализируя о том, что все потребители питаются от аккумуляторной батареи т.е.
генератор неисправен. С 1985г. реле не устанавливается и напряжение генератора
контролируется только по вольтметру, который имеется в комбинации приборов.
Схема включения генератора 37.3701 имеет свои особенности. С этим генератором
должна применяться комбинация приборов, у которой один конец контрольной лампы
заряда аккумуляторной батареи соединен с "плюсом" питания (оранжевый провод), а
второй конец соединен с выводом "61" генератора коричневым проводом с белой
полоской. После включения зажигания напряжение к штекеру "61" (соединен с
выводом "В" регулятора напряжения) подается через контрольную лампу и она горит.
После пуска двигателя у исправного генератора напряжение на выводах "30" и "61"
должно быть одинаковым и контрольная лампа должна гаснуть.