- 1. Шестерня привода;
- 2. Упорное полукольцо обгонной муфты;
- 3. Ролик обгонной муфты;
- 4. Центрирующее кольцо обгонной муфты;
- 5. Наружное кольцо обгонной муфты;
- 6. Кожух обгонной муфты;
- 7. Ось рычага привода включения шестерни стартера;
- 8. Уплотнительная заглушка крышки стартера;
- 9. Рычаг привода включения шестерни стартера;
- 10. Тяга якоря реле;
- 11. Крышка стартера со стороны привода;
- 12. Возвратная пружина якоря реле;
- 13. Якорь реле стартера;
- 14. Скользящая втулка;
- 15. Передний фланец реле;
- 16. Обмотка реле;
- 17. Стержень якоря;
- 18. Скользящая втулка стержня якоря;
- 19. Сердечник реле;
- 20. Фланец сердечника;
- 21. Щека каркаса обмотки реле;
- 22. Пружина стержня якоря;
- 23. Стяжной болт реле стартера;
- 24. Контактная пластина;
- 25. Верхний контактный болт;
- 26. Крышка реле;
- 27. Нижний контактный болт;
- 28. Крышка стартера со стороны коллектора;
- 29. Внутренняя изолирующая пластина положительного
щеткодержателя;
- 30. Тормозной диск крышки;
- 31. Тормозной диск вала якоря;
- 32. Клемма щетки стартера;
- 33. Коллектор;
- 34. Пружина щетки:
- 35. Щеткодержатель;
- 36. Щетка стартера;
- 37. Вал якоря;
- 38. Втулка крышки стартера;
- 39. Шунтовая катушка обмотки статора;
- 40. Полюс статора;
- 41. Корпус стартера:
- 42. Обмотка якоря;
- 43. Ограничитель хода выключения шестерни:
- 44. Ограничительный диск хода шестерни;
- 45. Поводковое кольцо;
- 46. Центрирующий диск;
- 47. Ступица обгонной муфты;
- 48. Буферная пружина;
- 49. Вкладыш ступицы обгонной муфты;
- 50. Втулка шестерни привода;
- 51. Ограничительное кольцо хода шестерни;
- 52. Стопорное кольцо;
- 53. Упорная шайба вала якоря;
- 54. Регулировочная шайба осевого свободного хода;
- 55. I.Схема работы обгонной муфты;
- 56. II.Схема включения стартера.
Для пуска двигателя применяется стартер СТ-221 мощностью 1, 3 кВт, с
электромагнитным включением шестерни привода, с роликовой обгонной муфтой и
дистанционным управлением. С 1986г. на автомобилях устанавливается
взаимозаменяемый стартер 35.3708 с двухобмоточным тяговым реле и торцевым
коллектором. Стартер СТ-221 представляет собой четырехшеточный, четырехполюсный
электродвигатель постоянного тока со смешанным возбуждением и состоит из корпуса
41 с обмотками возбуждения, якоря с приводом, двух крышек 11 и 28 и тягового
электромагнитного реле. Крышки и корпус стянуты в единое целое двумя шпильками,
ввернутыми в крышку И. Внутри стального корпуса закреплены винтами четыре полюса
40. На полюсы надеты катушки обмотки. Корпус вместе с полюсами и катушками
образует статор стартера. Две катушки обмотки статора являются сериесными, т.е.
соединены с обмоткой якоря последовательно, а две другие шунтовыми,
присоединенными параллельно обмотке якоря. Поэтому возбуждение стартера и
называется смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту вращения
якоря на холостом ходу без нагрузки, что уменьшает износ втулок подшипников вала
якоря, облегчает условия работы обгонной муфты и предотвращает разнос якоря.
Якорь стартера состоит из вала 37, сердечника с обмоткой 42 из медной ленты и
коллектора 33, выполненного в виде пластмассовой втулки с залитыми в ней медными
пластинами. Вал якоря вращается в двух металлокерамических втулках 38,
запрессованных в крышки стартера и пропитанных маслом. Осевой свободный ход вала
якоря регулируется подбором шайб 54 и должен быть в пределах 0,07-0.7 мм (у
стартера 35.3708 - не более 0, 5 мм). На переднем конце вала якоря установлен
привод стартера, состоящий из роликовой обгонной муфты и шестерни 1. Назначение
обгонной муфты - передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу
маховика при пуске двигателя, а после пуска, работая в режиме обгона, не
допускать передачи крутящего момента от маховика на якорь. Иначе может произойти
выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за "разноса" чрезмерно высокой
частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя. Обгонная муфта состоит
из наружного кольца 5 с роликами 3 и внутреннего кольца, объединенного с
шестерней 1 привода. Наружное кольцо имеет три паза с отверстиями, в которых
находятся стальные ролики с пружинами, плунжерами и направляющими стержнями.
Лазь для роликов - с переменной шириной. В широкой част* паза ролики могут
свободно вращаться, а в узкой - заклиниваются между наружным и внутренним
кольцами. Электромагнитное тяговое реле стартера служит для ввода шестерни
привода в зацепление с венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток
якоря и статора. Магнитную систему реле образуют фланцы 15 и 20, ярмо
(окружающее обмотку) и сердечник 19, запрессованный во фланец 20. На каркасе из
латунной трубки и пластмассовых щек намотана катушка реле. На стартерах выпуска
1981г. имеется две обмотки: удерживающая и втягивающая. Обе обмотки намотаны в
одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру "50". Конец удерживающей обмотки
приварен к фланцу 20 реле (т.е. соединен с "массой"), а конец втягивающей
обмотки соединен с нижним контактным болтом 27 реле. Стартер 35.3708 отличается
от стартера СТ-221 применением торцевого коллектора и обмотками статора.
Торцевой коллектор выполнен в виде пластмассового диска с залитыми в нем медными
пластинами. Такой коллектор способствует более стабильной и длительной работе
щеточного контакта, уменьшается расход меди, и снижается масса стартера. Обмотка
статора состоит из трех сериесных и одной шунтовой катушки, что позволило
увеличить крутящий момент якоря. В остальном конструкция стартера 35.3708 такая
же, как у стартера СТ-221. Работа стартера. При повороте ключа в положение И
("Стартер") замыкаются контакты "30" и "50" выключателя зажигания, и через
обмотки тягового реле начинает протекать ток. Под действием этого тока возникает
магнитное усилие около 10-12 кгс, втягивающее якорь реле до соприкосновения с
сердечником 19. При этом контактная пластина замыкает контакты 25 и 27. У
стартера с двухобмоточным тяговым реле при замыкании контактных болтов
втягивающая обмотка обесточивается, так как оба ее конца оказываются со
единенными с "плюсом" аккумуляторной батареи. Поскольку якорь уже втянут в реле,
то для удержания якоря в этом положении требуется сравнительно небольшой
магнитный поток, который и обеспечивает одна удерживающая обмотка. Передвигаясь,
якорь реле через рычаг 9 перемешаем обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной
муфты, проворачиваясь на винтовых шлицах вала якоря стартера, поворачивает также
и шестерню 1, что облегчает ее ввод в зацепление с венцом маховика. Кроме того,
фаски на боковых кромках зубьев шестерни и венца маховика, а также буферная
пружина, передающая усилие от рычага 9 ступице 47 муфты, облегчают ввод шестерни
в зацепление и смягчают удар шестерни в венец маховика. Через замкнутые контакты
реле идет ток питания статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться вместе
со ступицей 47 и наружным кольцом обгонной муфты. Поскольку ролики муфты смещены
пружинами в узкую часть паза наружного кольца, а шестерня тормозится венцом
маховика, то ролики заклиниваются между кольцами обгонной муфты, и крутящий
момент от вала якоря передается через муфту и шестерню к венцу маховика. После
пуска двигателя частота вращения шестерни начинает превышать частоту вращения
якоря стартера. Внутреннее кольцо обгонной муфты (объединенное с шестерней)
увлекает ролики в широкую часть паза наружного кольца 5, сжимая пружины
плунжеров. В этой части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и
крутящий момент от маховика двигателя не передается на вал якоря стартера. После
возвращения ключа в положение 1 ("Зажигание") цепь питания обмоток тягового реле
размыкается. Якорь реле под действием пружины 12 возвращается в исходное
положение, размыкая контакты 25 и 27 и возвращая обгонную муфту с шестерней в
исходное положение. Пружина 12 через рычаг, диск 44 и ограничитель 43 давит на
якорь в сторону крышки 28. Стальной тормозной диск 31 вала якоря упирается в
тормозной диск 30 крышки, и якорь быстро прекращает вращение. У стартера 35.3708
торможение якоря происходит за счет трения щеток о
коллектор.