- 1. Воздухораспределительная крышки:
- 2. Электродвигатель:
- 3. Радиатор;
- 4. Кожух радиатора;
- 5. Подводящая труба;
- 6. Отводящая труба;
- 7. Крышка воздухопритока.
- 8. Левый поворачиваемый дефлектор. направляющий
воздушный поток на ветровое стекло или в салон автомобиля;
- 9. Труба дефлектора;
- 10. Уплотнитель воздухопровода:
- 11. Воздухопровод;
- 12. Панель приборов:
- 13. Рукоятка рычага управления краном отопителя;
- 14. Рукоятка рычага управления крышкой воздухопритока:
- 15. Пружинная скоба крепления электродвигателя;
- 16. Кожух вентилятора:
- 17. Трубка подачи жидкости;
- 18. Втулка;
- 19. Корпус жиклера со штуцером;
- 20. Распылитель;
- 21. Винт;
- 22. Жиклеры смывателя ветрового стекла:
- 23. Трубка подачи жидкости от насоса;
- 24. Насос;
- 25. Трубка забора жидкости из бачка смывателя;
- 26. Бачок для жидкости;
- 27. Тройник;
- 28. Гибкая тяга крышки воздухопритока;
- 29. Кран отопителя;
- 30. Крыльчатка вентилятора;
- 31. Дополнительный резистор;
- 32. Гибкая тяга крана отопителя;
- 33. Кронштейн рычагов управления;
- 34. Шток:
- 35. Направляющая штока:
- 36. Держатель подвижных контактов:
- 37. Колодка с контактами:
- 38. Направляющая держателя;
- 39. Диафрагма;
- 40. Корпус насоса;
- 41. Кожух;
- 42. Выпускной клапан;
- 43. Впускной клапан;
- 44. Крышка;
- 45. Штекеры контактов;
- 46. Чехол;
- 47. Кнопка:
- 48. I.Схема работы отопителя;
- 49. II.Жиклер омывателя;
- 50. III.Насос смывателя.
Вентиляция, отопление и обдув ветрового стекла осуществляется воздухом,
всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом, подогреваемым в
радиаторе 3 отопителя, который включен в систему охлаждения двигателя. Воздух
отопления (на схеме работы отопителя показан стрелками) поступает через решетку
капота автомобиля в коробку воздухопритока, расположенную под капотом в задней
части передка кузова. От попадания задымленного воздуха из моторного отсека
коробка воздухопритока герметизируется резиновым уплотнителем, поджимаемым к
внутренней панели капота. Воздух в коробке резко меняет направление движения и
поступает через люк, закрываемый крышкой 7 воздухопритока. в кожух 4 радиатора
отопителя. При этом дождевая вода отделяется от воздуха и стекает из коробки
воздухопритока по пластмассовой трубке через моторный отсек наружу. Крышкой 7
воздухопритока регулируют количество воздуха, поступающего в салон через
радиатор отопителя. Пластмассовый кожух 4 радиатора крепится на четырех шпильках
к усилителю щитка передка под коробкой воздухопритока, доступ к которому
возможен под панелью приборов. Кожух радиатора с коробкой воздухопритока
герметизируются уплотнительной прокладкой. В кожухе 4 установлен радиатор 3
отопителя и герметизирован по периметру резиновой прокладкой. Правый бачок
радиатора разделен резиновой перегородкой на две полости. К бачку болтами
крепится отводящая труба 6 и кран 29 с подводящей трубой 5. Концы труб выходят в
моторный отсек через щиток передка и соединяются шлангами с системой охлаждения
двигателя. Выход труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем,
который крепится к щитку передка двумя болтами. Воздух из радиатора 3 поступает
в направляющий кожух и кожух 16 вентилятора. Направляющий кожух установлен между
кожухами радиатора и вентилятора. Крепление осуществляется пружинными скобами к
кожуху радиатора. В центре пластмассового направляющего кожуха с помощью
пружинных скоб на двух эластичных подушках установлен электродвигатель 2 с
крыльчаткой 30 вентилятора. На внутренней стенке кожуха крепится дополнительное
сопротивление (резистор) 31, подключение и отключение которого в цепь
электродвигателя производится трехпозиционным переключателем на панели приборов.
Дополнительный резистор обеспечивает малую и большую скорости вращения
вентилятора. Из кожуха вентилятора воздух поднимается через окно направляющего
кожуха в воздухопровод И и далее через трубы 9 и поворотные дефлекторы 8
подается на ветровое стекло или непосредственно в салон на пассажиров. Трубы
дефлектора с воздухопроводом уплотнены резиновыми уплотнителями 10. Снизу кожуха
вентилятора на скобах шарнирно установлена воздухораспределительная крышка 1,
при открывании которой воздух направляется к ногам пассажиров. При этом
количество воздуха, поступающего к дефлекторам, уменьшается. Управление
отопителем осуществляется переключателем электродвигателя вентилятора,
поворотными дефлекторами и двумя рукоятками рычагов 14 и 13 управления крышкой
воздухопритока и краном отопителя. Верхняя рукоятка 13 управления краном
отопителя соединена гибкой тягой 32 с рычагом крана и регулирует количество
охлаждающей жидкости, поступающей из системы охлаждения в радиатор отопителя.
Нижняя рукоятка 14 соединена гибкой тягой 28 с рычагом крышки 7 воздухопритока и
регулирует количество свежего воздуха, поступающего в отопитель. Для облегчения
запоминания положения рукояток управления на панели приборов слева имеются
символы в виде треугольников, вершины которых указывают, что крышка
воздухопритока и кран закрыты. Вентиляция салона осуществляется через опускные и
поворотные стекла дверей и через дефлекторы. Дополнительный приток свежего
воздуха может быть обеспечен открыванием крышки воздухопритока (при отведенной
вправо рукоятке управления крышкой) и опусканием воздухораспределительной крышки
1. Поворотными дефлекторами 8 можно направить воздушный поток на пассажиров. При
небольшой скорости движения автомобиля количество приточного воздуха можно
увеличить, включив одну из скоростей вентилятора. Для предохранения от
запотевания ветрового стекла осенью и весной холодный воздух направляют на
ветровое стекло, переведя нижнюю рукоятку вправо, закрыв
воздухораспределительную крышку 1 и повернув дефлекторы, чтобы струя воздуха
распределялась как можно больше на площадь стекла. Если необходимо подогреть
поступающий воздух, то верхнюю рукоятку переводят частично вправо, тем самым
регулируя поступление жидкости в радиатор. Для предотвращения замерзания
ветрового стекла в холодную погоду рукоятками открывают кран отопителя и крышку
воздухопритока. Направление теплого воздуха регулируют дефлекторами. Для
поступления теплого воздуха в нижнюю часть салона (к ногам пассажиров) открывают
воздухораспределительную крышку 1. В очень холодную погоду температура воздуха
может быть в салоне повышена включением одной из скоростей электровентилятора и
установкой крышки 7 воздухопритока в положение частичного открывания. В этих
условиях рекомендуется приоткрывать поворотные стекла дверей, чтобы исключить
застой холодного воздуха и ускорить его прогрев во всем салоне. При
необходимости быстрого прогрева ветрового стекла закрывают
воздухораспределительную крышку, а рукоятку управления краном переводят до
отказа вправо. Теплый воздух дефлекторами направляют только на ветровое стекло.
При температуре окружающего воздуха минус 25 С полностью включенный отопитель
обеспечивает среднюю температуру в салоне плюс 25 С. а в зоне ног водителя и
пассажиров плюс 30 С. Запрещается включать электровентилятор при закрытой крышке
воздухопритока и открытом кране отопителя. Омыватель ветрового стекла Омыватель
совместно со стеклоочистителем обеспечивает очистку ветрового стекла в любых
условиях эксплуатации автомобиля без его остановки. Струя жидкости смывателя
смачивает ветровое стекло и облегчает движение щеток стеклоочистителя при
очищении стекла от грязи и пыли. Омыватель состоит из насоса, емкости (бачка
26). трубок и жиклеров, подающих жидкость на стекло. До 1980г. на автомобилях
ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применялись ручные насосы смывателя, а на ВАЗ-21011 -
ножные. С 1980г. на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ручной насос заменили ножным, а на
ВАЗ-21011 стали устанавливать насос с электроприводом. Такой же насос
устанавливается и на автомобилях ВАЗ-21013. В альбоме показан насос с ножным
приводом. Бачок омывателя должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить
многоразовое пользование смывателем. На автомобилях ВАЗ2101 и ВАЗ-2102
первоначально устанавливали бачки вместимостью 0.75 л, а затем он был заменен
бачком вместимостью 1 л. Такой же бачок устанавливался до 1980г. и на автомобили
ВАЗ-21011. Этот бачок изготавливался из полупрозрачной поливинилхлоридной пленки
и имеет пластмассовую горловину, которая закрыта алюминиевой крышкой. Сквозь
крышку пропущена трубка 25 подачи жидкости с сетчатым фильтром на конце. Бачок
26 крепится на двух крючках к брызговику левого переднего колеса. На автомобили
ВАЗ-21013, а с 1980г. и на ВАЗ-21011 устанавливают двухлитровый бачок. Бачок
имеет две горловины. Одна из них заливная, а на другой установлена крышка с
электродвигателем и насосом. От насоса жидкость подается к жиклерам 22 и через
прорези в распылителях 20 брызгается на стекло. Жиклеры состоят из корпуса 19 и
распылителя 20 с крепежным винтом 21 и прокладками. Жиклеры установлены в
отверстиях панели рамы ветрового окна с помощью эластичных пластмассовых втулок
18, надеваемых на корпус жиклера. Струя жидкости должна брызгать в верхнюю зону
сектора, описываемого щеткой. Регулировка направления струи осуществляется
поворотом корпуса жиклера в пластмассовой втулке и поворотом распылителя 20
после ослабления крепежного винта 21. Для смывателя применяется смесь
специальной жидкости НИИСС- 4 или "Автоочиститель-1 стекол" (25-33 /о) с водой.
Летом допускается применять только одну чистую воду без
жидкости.