- 1. Пружины пальцев крепления колодок;
- 2. Шплинт;
- 3. Прижимная пружина колодки;
- 4. Тормозные колодки;
- 5. Суппорт тормозного механизма;
- 6. Диск тормоза;
- 7. Защитный кожух;
- 8. Палец крепления колодок тормоза;
- 9. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма;
- 10. Соединительная трубка цилиндров;
- 11. Поршень;
- 12. Колесный цилиндр;
- 13. Уплотнительное кольцо поршня;
- 14. Фрикционная накладка колодки;
- 15. Защитный колпачок поршня;
- 16. Фиксатор цилиндра;
- 17. Заклепка крепления опорной и направляющей пластин
колодок;
- 18. Нижняя стяжная пружина колодок;
- 19. Направляющая пластина;
- 20. Тормозная колодка;
- 21. Задний трос привода стояночного тормоза;
- 22. Пружина заднего троса;
- 23. Наконечник заднего троса;
- 24. Рычаг привода стояночного тормоза;
- 25. Распорная планка тормозных колодок;
- 26. Палец рычага привода колодок;
- 27. Корпус колесного цилиндра;
- 28. Распорная пружина поршней;
- 29. Штуцер для прокачки привода заднего тормоза;
- 30. Штуцер трубки подвода тормозной жидкости;
- 31. Уплотнительное кольцо поршня;
- 32. Поршень цилиндра;
- 33. Защитный колпачок колесного цилиндра;
- 34. Упор колодки;
- 35. Верхняя стяжная пружина колодок;
- 36. Фрикционная накладка колодки;
- 37. Ребро колодки;
- 38. Пружина;
- 39. Ось:
- 40. Втулка пружины;
- 41. Фрикционные шайбы;
- 42. Втулка оси автоматического устройства;
- 43. Оболочка троса;
- 44. Направляющая пружина;
- 45. Опорный щит тормозного механизма;
- 46. Опорная пластина колодок;
- 47. I.Тормозной механизм переднего колеса;
- 48. II.Тормозной механизм заднего колеса.
Тормозные механизмы колес смонтированы непосредственно в колесах
автомобиля. Они предназначены для создания сопротивления движению автомобиля.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый. Он состоит из суппорта 5 а сборе с
рабочими цилиндрами 12, двух тормозных колодок 4, пальцев 8 крепления колодок и
трубопроводов. Суппорт отлит из высокопрочного чугуна. Он крепится к фланцу
поворотного кулака вместе с защитным кожухом 7 и поворотным рычагом. В суппорте
выполнены радиусный паз для размещения тормозного диска и два поперечных паза, в
которых расположены тормозные колодки. В приливах суппорта имеются два окна с
направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих колесных цилиндра
12. Точное расположение цилиндров относительно суппорта обеспечивается
пружинными фиксаторами 16. При установке цилиндра в паз суппорта фиксатор под
действием пружины заходит в специальный боковой паз суппорта. Корпус рабочего
цилиндра 12 отлит из алюминиевого сплава. В цилиндре расположен стальной полый
поршень И, уплотнений резиновым кольцом 13. Оно расположено в канавке цилиндра и
служит не только для уплотнения зазора, но и для возврата поршня в исходное
положение при растормаживании. Полость цилиндра защищена от загрязнения
резиновым колпачком 15, наружная кромка которого удерживается на буртике
цилиндра, а внутренняя кромка охватывает посадочный поясок поршня. Рабочие
полости цилиндров соединены между собой трубкой 10. Во внешний цилиндр ввернут
штуцер 9 для прокачки привода передних тормозов, во внутренний - штуцер для
подвода жидкости. Поршни 11 упираются в тормозные колодки 4, на которые наклеены
фрикционные накладки. Колодки установлены на направляющих пальцах 8, которые
удерживаются от осевого смещения шплинтами 2, а чтобы не было вибраций колодок
на пальцах, применяются пружины 3, прижимающие колодки к пальцам. Под головки
пальцев установлены пружины 1. При торможении поршни под давлением жидкости
выдвигаются из колесных цилиндров и увлекают за собой уплотнительные кольца 13,
которые при этом скручиваются. При растормаживании, когда давление в приводе
падает, поршни за счет упругой деформации колец 13 вдвигаются обратно в
цилиндры. При этом накладки 14 тормозных колодок будут находиться в легком
соприкосновении с тормозным диском. При износе накладок, когда зазор в тормозном
механизме увеличивается, в приводе создается большее давление жидкости, чтобы
создать тормозной момент. Под действием давления жидкости поршни 11
проскальзывают относительно колец 13 и занимают новое положение в цилиндрах,
которое обеспечивает оптимальный зазор между диском и колодками. Тормозной*
механизм заднего колеса барабанный, смонтирован на опорном щите 45, который
крепится болтами к фланцу балки заднего моста. К нижней части щита двумя
заклепками 17 крепится пакет пластин, из которых пластина 46 является опорной
для колодок 20, а пластины 19 ограничивают осевое перемещение нижней части
колодок. Внутренняя изогнутая пластина ограничивает перемещение троса 21 в
сторону щита. В верхней части щита 45 крепится двумя болтами колесный цилиндр
27. Снаружи в резьбовое отверстие цилиндра ввернуты штуцер 29 для прокачки
привода тормозов и штуцер 30 трубки подвода жидкости в цилиндр. С обеих сторон в
цилиндр установлены поршни 32 с уплотнительными кольцами 31, которые прижимаются
к торцу поршней пружиной 28 через опорные чашки. В поршни запрессованы упоры 34,
в прорези которых заходят верхней частью колодки. Полость колесного цилиндра
предохраняется от загрязнения резиновыми колпачками 33, которые надеваются
внутренней кромкой на поршни, а наружной на корпус цилиндра. Тормозные колодки
стянуты пружинами 35 и 18, которые поджимают колодки к нижней опоре и упорам
поршней колесного цилиндра. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом
тормоза, они самоустанавливаются в момент соприкосновения с тормозным барабаном,
что улучшает эффективность торможения и приводит к более равномерному износу
накладок. Для автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном
на колодках смонтированы специальные устройства. Каждое из них состоит из оси
39, приваренной к оси тормоза, и фрикционного элемента. Ось 39 проходит через
овальное отверстие ребра колодки. На оси установлены с зазором две свинченные
между собой втулки 40 и 42. Между фланцами втулок расположена пружина 38, ее
опорные чашки и две фрикционные шайбы 41, которые зажимают ребро колодки с
определенным усилием. Это усилие таково, что стяжные пружины 18 и 35 не могут
сместить колодки относительно фрикционных шайб, несмотря на овальные отверстия в
ребрах колодок. Но при износе накладок 36. когда водителю приходится увеличивать
усилие на педаль тормоза, увеличивается давление в контуре привода задних
тормозов, поршни перемещают колодки относительно фрикционных шайб, прижимая
колодки к барабану. При этом колодки займут новое положение относительно
барабана. При дальнейшем торможении колодки будут перемещаться на величину
зазора между втулкой 42 и осью 39. Этот зазор обеспечивает плотное прижатие
колодок к барабану и необходимый тормозной момент. При растормаживании колодки
отводятся от барабана стяжными пружинами на величину зазора между втулкой 42 и
осью 39. С 1986 года на автомобилях устанавливаются тормозные механизмы с
устройством для автоматического регулирования зазора, которое смонтировано в
колесном цилиндре. Оно унифицировано с подобными устройствами, установленными на
автомобилях семейства ВАЗ2105, 2107.